Существует ли суперпамять?

Структура статьи: 



Еще в начале прошедшего столетия психологи часто говорили, что память является одним из свойств человеческой души. В те времена ученым было свойственно разделять понятие мозг, душа и разум. Современная наука утверждает о единстве мозга и разума, а вот неисследованную душу пока оставляет в стороне. Люди порой кажутся забавными существами. Как вам, скажем, идея использовать кокаин в качестве средства от зубной боли? Однако сегодня разговор пойдет не об этом. Ученым еще многое предстоит узнать о работе мозга, пока же будем отталкиваться от имеющихся фактов.

Мы можем наблюдать только малый отрезок развития науки и сложно представить, что нас ждет в будущем.

Долговременная и краткосрочная память

Впервые серьезными исследованиями памяти занялся Эббингауз. Ему удалось доказать, что человеческая память является непостоянной и разделена на определенные отрезки. Предположив, что все события располагаются на одной прямой линии, Эббенгауз разделил ее на два условных периода:

  • Кратковременная — человек помнит много информации.
  • Долгосрочная — память постепенно ослабевает, и мы начинаем что-то забывать.

Затем серьезный вклад в изучение памяти внесли два ученых из Германии — Пильцекер и Мюллер. Им удалось установить, что если в процессе обучения перед человеком поставлена сложная задача, то после прекращения изучения информации все быстро забывается. Однако если пройденный материал повторить минут через 20, то процесс забывания останавливается.

Это связано с тем, что для перехода краткосрочной памяти в долговременную требуется от 15 до 20 минут. Научно доказано, что под воздействием сильного стресса, например, после сотрясения мозга или контузии, люди могут практически не помнить последние минуты до произошедшего инцидента. Карл Дантон в ходе исследований подвергал грызунов сильным стрессам и зафиксировал аналогичные процессы.

Хольгер Хиден относился к мышам с большей теплотой и заставлял их делать более простые вещи, например, доставать пищу из кормушек. Важно лишь, чтобы эта деятельность заставляла активно работать мозг. В результате были обнаружены всплески  производства РНК и белковых соединений в период обучения. Таким образом. Можно говорить, что грызуны прокачивали свой мозг.

После этого открытия ученым оставалось включить логику и задаться вопросом — что будет, если вводить искусственную РЕК, но при этом не ускорять производство протеинов. В качестве испытуемых использовали мышат, которые быстро учились, но уже минут через 20 все забывали.

В результате стало понятно, что производство РНК в любом случае необходимо для создания долгосрочной памяти. Если же дополнительно слегка ускорить и производство протеиновых соединений, то память значительно улучшится. Все это было известно во второй половине прошедшего столетия.

В настоящее время ученые активно продолжают изучать память. Основной акцент в ходе исследований делается на те участки, в которых белковые соединения синтезируются с высокой скоростью под воздействия всевозможных внешних раздражителей. Это позволяет определить формы памяти, например, аудиональная, о навыках, визуальная и т.д.

В самом начале этого столетия лауреатом Нобелевской премии стал Эрик Кендел. Ему удалось обнаружить цепочку процессов, связывающую мембрану, ядро клетки и геном. Вероятно, следует напомнить, что геномом называют базу данных, расположенную в РНК и ДНК, и содержащую генетическую информацию. В результате мы можем говорить о том, что различные недуги, связанные с мозгом, могут быть приобретены ребенком в первые месяцы жизни.

Также ученым удалось отыскать конкретные белковые соединения, отвечающие за создание памяти и принимающие участие в процессе обучения. Они получили название нейтрофины.

Рецепторы глутамата в свою очередь способны регулировать количество проходящих в мозге нервных сигналов. Как вы может видеть, ученые открывают новые интересные факты о работе мозга, и сейчас мы можем говорить, что память представляет собой процесс, а не является определенным местом, в котором хранится информация. Ученые, основываясь на имеющихся фактах, даже выдвинули гипотезу, что любое нарушение памяти может быть восстановлено.

В качестве аналогии представьте себе широкую тропу, на которой уже не растет трава, так она сильно вытоптана. Вдруг ветер свалил дерево, которое всем приходится обходить. Затем прошел дождь и на земле появились лужи. В итоге в определенный момент тропой перестают пользоваться и она снова зарастает.

Наша память и представляет собой такую тропинку, созданную из цепочки нейронов. Мы можем о ней забыть, однако след остается. Как только вы начнете что-то вспоминать, например, во время просмотра фильма, эмоции смогут очистить тропу и память вернется.

Как формируется память?

Сегодня ученые ассоциируют память с различными понятиями, и о некоторых из них стоит упомянуть:

  • Долговременная потенцияция — если вы хотите обладать хорошей памятью, необходимо постоянно что-то учить и повторять. Для получения более высокого эффекта, желательно создать маленький стресс.
  • Производство РНК — в организме основной задачей РНК является перенос генетической информации из ДНК в рибосомы. Последние элементы необходимы для синтеза белковых соединений и чем активнее протекает этот процесс, тем лучше будет память.
  • Ацетилхолин — данный нейромедиатор в высокой концентрации обнаружен у людей с высоким показателем IQ. Можно с полной уверенностью говорить, что вещество принимает активное участие не только в создании памяти, но и всего интеллекта. Ученым остается выяснить, какое именно.
  • Нейротрофины — это один из видов белковых соединений, которые используются в организме для создания нейронов. Им свойственно множество функций, например, продление жизненного цикла нейронов.

Вот основная информация, которая может быть интересна людям, желающим улучшить свою память и работу мозга в целом.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Добавить рейтинг

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *